Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Галина Рогалёва: Строчек тёплые ладошки
Галина Рогалёва: Строчек тёплые ладошки


Как часто нам бывает трудно передать словами то, что чувствуем внутри себя — радость, грусть, любовь, страх. И здесь на помощь может прийти поэзия, которая через магию ритма и рифм способна оживить мысли, пробудить глубокие чувства и показать, что мы не одиноки в своих эмоциях. Не это ли побудило сегодняшнюю гостью нашей редакции — Галину Рогалёву — взять в руки поэтическое перо?

Вехи нашей жизни, отмеченные понятием «юбилей», как правило, заставляют что-то переосмыслить, взглянуть на некоторые вещи другими глазами, очертить круг выполненного и несбывшегося. Такой вехой стало для Галины Рогалёвой — журналиста, поэта, прозаика — нынешнее семидесятипятилетие. Оглянувшись назад, она решила отметить его, переиздав свой первый поэтический сборник «Деревья в городе» (12+), с которого когда-то начался её путь в поэзию и который сегодня она может уверенно дополнить более поздними стихами.

Остановись, мгновение!

Писать стихи, как это часто бывает, Галина начала ещё в детстве. Заветная тетрадь с первыми наивными строками наверняка была у многих, другое дело, что далеко не все проносят это увлечение сквозь годы. А она пронесла. Девочка, родившаяся на маленьком 73-м разъезде, который наши земляки теперь знают под названием Ясногорск, с ранних лет полюбила стихи. Читала их и дома, и в школе, и в клубе, пытаясь подражать большим поэтам. Со временем появились и сокровенные девичьи секреты, хранителем которых стала заветная поэтическая тетрадка.

Мир детства и юности будущей поэтессы был очерчен границами Приононья, с их Даурскими степями, сопками, безграничным небом, разнотравьем и вольным воздухом. Любовь к этому легендарному краю кочевников и российских первопроходцев Галина пронесла через всю жизнь. Она гордится своими казачье-крестьянскими корнями, называя себя степнячкой и гуранкой. Степная стихия с её непредсказуемостью и простором отражается и в характере, и в творчестве поэтессы.

Её вдохновение чаще всего берёт начало в отдельно взятом мгновении жизни и даёт ощущение бесконечности лирических тем. Нужно только уловить это мгновение, дать полёт мысли и продлить его в стихах:

Остановись, мгновенье! — вслед за Гёте
Я повторять готова ежечасно.
Не остановится. Но мысль в полёте
Продолжится: Как жизнь прекрасна!
Вот лист резной — с прожилками ладонь.
Сирени запах — тонкий и духмяный.
И только ветку той сирени тронь,
Как полетит букет воспоминаний.
Вся наша жизнь из маленьких чудес
И часто незамеченных мгновений —
За суетой иль приступами лени…
А сколько неоткрытого окрест!

Сама жизнь, череда, казалось бы, житейских ситуаций преподносит повод для стихов.

— Наверное, эта мозаика бесконечна, потому что берёт начало во внутреннем мире поэта, — рассуждает Галина Рогалёва. — Казалось бы, на все темы уже много чего написано другими, но, каждый раз открывая книгу, поражаешься бескрайности поэтической мысли, широте и неисчерпаемости внутреннего мира людей.

Поэтическая исповедь

Наверное, поэтами становятся прежде всего те, чья душа просится к исповеди. Да только далеко не все решаются придать эту исповедь огласке. Вот и Галина долго не отваживалась показать кому-нибудь свои лирические стихи, стесняясь душевной наготы, заложенной в них, и, как ей казалось, словесной неуклюжести.

— В какой-то момент это преодоление всё-таки произошло, и я решилась принести свои стихотворные пробы известному забайкальскому поэту Геннадию Головатому, — рассказывает моя собеседница. — Строчки были настолько интимны, настолько мои, что невозможно было представить, как другой человек может их исправить, что-то в них изменить. Геннадий Алексеевич развеял эти сомнения, подбодрил меня и указал на имеющиеся недочёты. До сих пор помню, как мне было неловко за своё стихотворение про ладони, надиктованное ожиданием первой любви. На удивление, строки эти понравились моему учителю:

Смешно, но мне порою хочется
Уткнуться в чьи-нибудь ладони.
Во сне увидеть иль воочию,
Как в них лицо моё потонет…
И после — руки целовать,
И говорить ладоням нежно
Чудные, глупые слова,
Из книг заимствуя прилежно…
А может, выдумать свои —
И это вдруг за сердце тронет?
И — уронить лицо в ладони —
Такие сильные… твои!

«Никаких лирических героинь!»

— Нередко в разговорах с Геннадием Головатым я приписывала свои стихотворные мысли некой лирической героине и слышала в ответ: «Нет, Галя, никаких лирических героинь! Все ваши стихи — это вы, и только. Иначе быть не может». Спустя годы я очень понимаю справедливость тех слов, — рассказывает моя собеседница.

Сегодня Галина Ивановна и сама уже объясняет начинающим поэтам, что, решаясь на публикацию стихов, автор отходит от «личного», подаёт поэтические строки как нечто обобщённое. Осознание этого пришло к Галине, конечно, с опытом. А смелости ей теперь придают ещё и отзывы почитательниц таланта, которые находят в её стихах созвучные своему настроению моменты.

Стихи мои — не слёзы разве?
Боль пробивается не сразу —
Её толчёт, толчёт душа,
Тайком, то плача, то греша…
Всё выливается в стихи…

Угол зрения со стороны

Галина Рогалёва убеждена, что любое творчество, в том числе и поэтическое, требует огранки и школы:

— Без них не может быть ни поэта, ни прозаика. Примеры из классической литературы являются тому подтверждением. Когда человек начинает говорить, что может писать только так и не допустит никакого постороннего вмешательства в свои произведения, на нём можно поставить крест. Я очень благодарна моим учителям — и Геннадию Головатому, и Михаилу Вишнякову, именно в общении с этими истинными поэтами и происходила огранка моих стихов. И по сей день не считаю зазорным показать готовящийся к печати сборник своим коллегам, чтобы они, как я выражаюсь, «повыбирали в тексте блошек». Не зря ведь говорится, одна голова хорошо, а две — лучше. Даже в вычитанных не один раз текстах свежий взгляд может уловить огрехи — и фонетические, и композиционные, и смысловые. Неслучайно при нашем региональном отделении Союза писателей России, в котором я состою уже десять лет, создан экспертный совет, помогающий автору довести работу до ума. Всё-таки хочется, чтобы книги выходили качественные.

Десант надежды

Уже много лет Галина Рогалёва выступает в роли наставника начинающих авторов, ведёт литературные семинары. Она — одна из инициаторов Головатовских чтений, постоянная их участница. Поначалу этот литературный проект с двадцатилетней историей проходил на базе краевой библиотеки слабовидящих и незрячих. Сегодня же о Головатовских чтениях знают во многих уголках Забайкалья и за пределами нашего региона. Цель проекта, подчёркивает Галина Рогалёва, на примере личности Геннадия Головатого показать, что человеческие возможности, подкреплённые силой и крепостью духа, безграничны.

Социальная значимость Головатовских чтений высоко оценена региональным парламентом — в 2019 году была учреждена творческая премия имени Геннадия Головатого — для авторов-инвалидов. Лауреатами в области литературы стали уже двое наших талантливых земляков.

Бессменными руководителями литературных семинаров в рамках Головатовских чтений с самого их начала являются члены Союза писателей России — Галина Рогалёва, Алла Озорнина, Вячеслав Вьюнов и Николай Ярославцев. Буквально на днях они вернулись из литературного десанта в Нерчинский район. Более сорока начинающих поэтов и прозаиков, собравшихся в Нерчинске отовсюду, смогли получить от профессионалов уроки мастерства, дружескую поддержку и добрый совет — такой, каким когда-то наделял их самих Геннадий Алексеевич.

Во время этой поездки, как и обычно случается, сами писатели активно встречались с читателями — студентами, школьниками Нерчинска, жителями Приискового, Верхних Ключей, делились своими мыслями, творчеством…

Быть может, после этих встреч кто-то сможет увидеть мир по-новому, прочувствовать то, что раньше было незнакомо. И пускай говорят, что по-настоящему поэзию готовы воспринимать далеко не все. Галина Рогалёва считает, что искренность автора, музыка его слов находят отклик в душе читателя, передают то, что трудно выразить обычными словами. И пусть распахнутые ладони поэзии помогают понять, что мы не одиноки в своих эмоциях и переживаниях.

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

Екатерина Скороход
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№17 (1813) // 24.04.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net