Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Жил-был пёс»
«Жил-был пёс»
Шедевру отечественной анимации – 35 лет


Парочка бывших врагов, колоритных героев пенсионного возраста: Пёс и Волк, дарят нам улыбку, хорошее настроение и напоминают, что доброта и дружба выше любой вражды. Шедевру отечественной анимации «Жил-был пёс» режиссёра Эдуарда Назарова – 35 лет.

Принцесса, людоед и автор в опале
К 1981 году за спиной 40-летнего штатного художника-постановщика и режиссёра студии «Союзмультфильм» Эдуарда Назарова насчитывалось не более десятка рисованных фильмов, но при незначительном количестве они стали представлять собой классику отечественной анимации: трилогия о Винни-пухе, «Фильм. Фильм. Фильм», «Остров», «Икар и мудрецы», «Принцесса и людоед» и т.д. С последней короткометражкой из мультсборника «Весёлая карусель», представляющей собой мини-рок-оперу про Принцессу прекрасную и ужасную с озвучкой Александра Градского, у режиссёра появились проблемы. Прошла информация, что Градский собирался выехать на постоянное жительство в США. Этого хватило, чтобы мультик «Принцесса и людоед» (помните: «Погода была прекрасная… Принцесса была… уж-жасная!..») запретили к показу аж на целых восемь лет!

Назаров спустя два года только и смог, что выпустить среднюю короткометражку «Охота». Режиссёр задумался, что снимать дальше и стоит ли снимать вообще? А руководство «Союзмультфильма» начало уже давить, обвиняя в простое. Кое-кто даже стал предлагать сменить режиссёру работу. К Назарову прикрепили сценариста Сергея Иванова. Сценарий тот написал, однако режиссёру он категорически не понравился – ему не хотелось снимать ни про пионеров, ни про покорение вселенной, ни про борьбу с империализмом. Душа требовала иного.

«Щас спою!»
Летом 1980 года Назарова пригласил погостить к себе на Украину его давний друг, с которым он проходил службу в армии. Покинув душную Москву, режиссёр прибыл в Цюрупинск. Насмотрелся на людей, которые гуляют по улице и поют, на застолья, увидел днепровские пейзажи. Как-то вечером, отдыхая после прогулки, Эдуард Васильевич наткнулся в домашней библиотечке своего друга на сборник произведений украинского фольклора и увидел знакомую с детства, всего в полстранички, сказку «Серко» (по-украински – «Сiрко», в закарпатской версии – «Про щирого пса»). О том, как встретились в лесу старый волк и старый пёс: «Ты мне поможешь, а я помогу тебе». Назаров вспоминал: «В голове тогда почему-то крутилась невесть откуда взявшаяся единственная и не слишком «трезвая» фраза «Щас спою!».

Окрылённый новой идеей Эдуард Васильевич тут же забыл про отдых, примчался в Москву и заявил руководству «Союзмультфильма», что сценарий новой картины напишет сам. Начальники поморщились – на студии такое «смешение» профессий не приветствовали, тем более что Назарова как драматурга вообще не признавали. Но потом махнули рукой – работай, только не простаивай…

Просто, сложно и по-украински
Несмотря на короткий метраж и кажущуюся простоту, режиссёр трудился над сценарием целый год. Многие отечественные мультипликаторы отмечают, что если бы сценарий мультфильма «Жил-был пёс» написал профессиональный автор, а не сам Назаров, фильм получился бы менее выразительным и лаконичным. А, может, и не получился бы вообще. Назаров размышлял: Собака и Серый волк – они же всю жизнь были врагами, а как это показать? В конце концов, всё свелось к гениальному лаконичному диалогу в лесу: «А помнишь, как ты меня гонял?». И оказалось, что больше ничего и не надо!

Весь оставшийся 1980 год режиссёр разъезжал по украинским музеям, по деревням. Зарисовал хаты, национальные костюмы, посуду, орудия труда, телеги, рушники, печи, ковры. В Киеве попал в Институт этнографии Академии наук Украины, где познакомился с двумя колоритными мужиками из отдела фольклора и попросил содействия на предмет народных песен. Они приволокли здоровенную магнитофонную бобину с километром намотанной плёнки. Режиссёр что-то промямлил про финансовую сторону дела, мол, заплатить получится неизвестно когда… Но мужики оборвали: «Да ты шо? Сдурел?!». Несколько песен с этой бобины вошли потом в фильм.

Хрущёв и Эдик в кадре!
Образы героев будущего мультшедевра рождались спонтанно и даже обретали в конечном итоге неожиданные черты. Так, уже в самом конце работы над фильмом, режиссёр обнаружил, что жертва «сепаратного киднепинга» лысый малыш, которого умыкнул Волк, «вылитый… Никита Сергеевича Хрущёв… только в детстве.

Любопытно, что выражением «лица» Волк неуловимо похож на самого Назарова. И Пёс… тоже похож. И усы белые, как у Назарова. А глаза, как сказал один из коллег Эдуарда Васильевича, – «грустные… режиссёрские. Вылитый Эдик перед озвучкой картины…».

Как Назаров «фанеру» записывал
Назаров всегда озвучивал свои картины сам – не только ради искусства и уж не от желания прославиться как актёр. От безысходности и острой нехватки денег. Студия «Союзмультфильм» обычно давала четыре месяца на производство картины. Не уложился – фильма не будет. В этом причина того, что именно Назаров читает текст от автора. Все шумы и крики производили энтузиасты-участники съёмочной группы. Бабьи причитания-вопли, когда волк ворует ребёнка, исполнила жена Назарова Татьяна.

Деньги, сэкономленные на актёрах, позволяли аниматорам лишний месяц рисовать. Кстати, о деньгах. Назаров известен ещё и как создатель образов Винни-Пуха, Пятачка, Иа, кролика и совы. Но за 51 год существования на экране мультфильма кроме полученных им много лет назад 90 рублей он ни копейки за этих героев так и не получил.

Пёс Георгий и Армен волчара
Для озвучки главных героев режиссёр пригласил Георгия Буркова и Михаила Ульянова. Последний отказался по причине постоянной занятости (актёр снимался в 1982 году в трёх фильмах одновременно + спектакль на телевидении). Тогда Назаров рискнул позвать Армена Джигарханяна. Звёзды отечественного кино – ни тот, ни другой – до этого никогда мультфильмы не озвучивали, но, прочитав коротенький сценарий, всё же решили попробовать. Сама история им понравилась. Единственное, что долго объяснял мультипликатор, характер самого фильма: это не фарс, не карикатура, а нормальная, жизненная история. Никакого детского сюсюканья. Нельзя было, чтобы они кривлялись и выдавливали лишний смех из зрителя. И если с Псом – Бурковым, человеком весёлым и компанейским, проблем не предвиделось, то, глядя на серьёзного Армена Борисовича, Назарова вдруг одолели сомнения.

«Помню, когда Джигарханян впервые вошёл в тон-зал, меня прошиб холодный пот. Совпадение было невероятным, почти мистическим, – вспоминал режиссёр. – На рояле были разложены эскизы персонажей мультфильма. Когда я увидел сутулого Армена Борисовича – ну вылитый Горбатый из сериала «Место встречи изменить нельзя» – и посмотрел на точно такого же нарисованного мною волка. Ну, думаю, всё… хана! Сейчас Джигарханян узнает в таком же сутулом, «ревматическо-радикулитном» волке себя, обидится и меня убьёт. А тот глянул, довольно ухмыльнулся и говорит: «А ничего, ничего! Хороший такой волчара!».

«Жил-был пёс» за бугром
«Жил-был пёс» закуплен прокатчиками десятков стран мира. Мультик до сих пор дублируется на разные языки. Порой Пса и Волка озвучивают даже звёзды экрана и эстрады. Иногда совсем неожиданные. Так, для показа на экранах Индии Пёс говорит голосом «танцора диско» – знаменитого Митхуна Чакраборти, а Волк – голосом популярного актёра Анила Капура. В версии США Волчара «чешет» голосом известного в нашей стране по боевику о водителях-дальнобойщиках «Конвой» (главная роль шофёра по прозвищу «Резиновый утёнок») Кристофера Кристоферсена. В норвежском варианте мультика «голосят» певцы: Волк – Мортен Харкет (звезда поп-музыки, лидер-вокалист группы «A-ha»), Пёс – Александр Рыбак. Интересно, что Норвегия приобрела права на показ мультика Назарова только в 2016 году.

«Жил-был пёс» прочно вошёл в первую десятку ста самых лучших мультфильмов мира, оставив на многие пункты позади работы знаменитого Диснея.

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№41 (1473) // 11.10.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net