Интересным сюжетом истории русско-китайских приграничных отношений была экспедиция Петра Алексеевича Кропоткина в Маньчжурию, о которой вполне актуально вспомнить в связи с её 155-летней годовщиной.
Когда караван подходил к Айгуну, китайскому городу на Амуре (в 30 километрах от Благовещенска), где Кропоткин раньше бывал, где многие из китайцев его знали и видели в форме казачьего офицера, пришлось задуматься: как бы в самом конце пути не провалить всего дела, и на самом деле не отправиться в Пекин, как предупреждал Корсаков, в клетке на спине верблюда. И Кропоткин придумал притвориться больным, о чём написал в письме брату Александру: «…Ехал, лёжа в телеге, весь обвязанный повязками, и не показывался, а то айгунские знакомые непременно меня бы узнали. В Айгуне я перешёл в палатку, наши попросили лодку, чтобы скорее перевезти больного на русскую сторону. Китайцы охотно исполнили, им не хотелось, чтобы со мной «случилось что-нибудь» на их земле, и поэтому они поскорее постарались отправить нас на нашу сторону».
Но и в Благовещенске надо было быть настороже: здесь было много китайских торговцев и шпионов, которые могли в купце Алексееве узнать русского офицера Кропоткина, бывавшего раньше в Благовещенске по служебным делам. Поэтому здесь Кропоткин решает сразу не являться официально к начальству. Два дня живёт под видом купца, вернувшегося из Маньчжурии, и занимается распродажей товаров, которые не удалось сбыть в Маньчжурии. В том же письме старшему брату, как бы подводя итог первой своей географической экспедиции, радуясь сделанным в ней открытиям, Кропоткин пишет: «В дороге я ехал хорошо. Ехали мы нескоро, вёрст по 30, по 40 в день, поднимались со светом, ехали шагом. Я всё время делал глазомерную съёмку, т.е. буссолью определял направление пути, а часами число пройденных вёрст, и на каждой точке зачёркивал на скорую руку, на глаз нанося окрестную местность. Провожатых постоянных не было, иногда присоединялся какой-нибудь хаван, ехал с нами, тогда я или отставал, или вперёд уезжал. Из всего составится самая приблизительная карта пути, которая кое в чём поправит карты, ныне имеющиеся.
Кроме того, я собирал камни в тех местах, где были обнажения горных пород. Конечно, я бы мог собрать гораздо больше того, что я собрал, если бы не делал съёмки и мог бы больше отлучаться от дороги. А то доводилось брать то, что на дороге попадалось. Собрал около 120 экземпляров горных пород, которые с подробным каталогом, может быть, дадут возможность составить геологический обзор местности.

П.А. Кропоткин (купец Пётр Алексеев) в Маньчжурии.
Рисунок П.А. Кропоткина
Кроме того, подтвердилось существование потухших вулканов вопреки теории приморского происхождения; предполагалось, что их нет внутри материка. Теперь я, наверное, утверждаю, что они есть в Ильхури-Алине (хребет, параллельный Амуру). Меня поразила первая сопка, вгляделся – вулкан, отрезной конус с кратером, ныне рассыпающийся, на одной стороне от прорыва набросаны камни; я подъехал – вулканический туф. Везу образцы. К сожалению, о растительности могу сказать очень немного, а гербарий собирать нельзя было».
За необыкновенно короткий срок, в течение всего одного месяца Петром Алексеевичем Кропоткиным, которому приходилось проявлять мужество, находчивость, огромное трудолюбие, были сделаны значительные открытия. Открыт, снят буссолью и описан прямой путь на Амур. Открыто и описано большое нагорье и характер окраинного хребта Большого Хингана. Установлена перевалочная дорога через Большой Хинган. Открыты третичные вулканы, которые тогда для географов составляли большую загадку. Разведана местность, южнее которой спустя чуть более 30-ти лет русские инженеры и рабочие проложили Китайско-Восточную железную дорогу. Так, с честью и успехом закончилась первая для Кропоткина географическая экспедиция.
Все материалы рубрики "Страницы истории"
Наталья Константинова,
кандидат исторических наук, учёный
секретарь, зав. отделом истории
Забайкальского
краеведческого музея
«Читинское обозрение»
№35 (1571) // 28.08.2018 г.
Вернуться на главную страницу
|