Природа и справедливость

К 180-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина


В этом году исполняется 180 лет со дня рождения учёного и мыслителя, немаловажная часть жизни которого была связана с Забайкальем. Я бы сказал, что именно она во многом сформировала его как учёного и мыслителя.

Представьте себе, что вы барчук из княжеской семьи, ведущей происхождение от самого Рюрика и равняющейся по родовитости с сидящим на троне Романовым. Что благородное происхождение и деньги отца обеспечили вам лучшую из возможных карьер. Вы заканчиваете Пажеский корпус — самое престижное военно-учебное заведение империи. И не просто заканчиваете, а лучшим учеником и личным пажом императора. Впереди блистательная придворная карьера.

Но ваш пытливый ум и благородное сердце не хотят принимать незаслуженные привилегии. Одному писателю принадлежит афоризм: «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк». И вы изумляете двор просьбой отправить вас нести службу простым казачьим офицером на дальнюю границу империи — в Забайкалье. Так, в 1862 году в Читу приезжает 20-летний Пётр Кропоткин.

Слишком длинным был бы рассказ о его экспедициях и открытиях. Обратим внимание лишь на один аспект его научной работы — связанный с нашей природой и ставший, может быть, самым важным для самого Кропоткина, изменившим всю его жизнь. Разъезжая по Забайкалью, он отмечает, как часто в мире животных встречаются случаи взаимной помощи. Звери предупреждают друг друга об опасности. Они собираются в стада и стаи, чтобы легче было добывать корм, отстаивать территорию и защищаться от врагов. Юному есаулу представляется, что такая взаимопомощь — это своего рода предтеча человеческой этики и морали.

Кропоткин знакомится с эволюционной теорией Дарвина. Его огорчает, что некоторые современники искажают идею великого англичанина о борьбе за существование, понимая под этим грызню всех со всеми — «побеждает сильнейший». Нет, повторяет Кропоткин вслед за Дарвином — животным важно помогать друг другу, чтобы выстоять в борьбе с холодом, голодом, многоснежьем… Позже эта мысль выльется в книгу Кропоткина, которую он назовёт «Взаимная помощь как фактор эволюции».

Молодой философ идёт дальше: если животные помогают друг другу, то наделённые разумом люди тем более к этому расположены. Кропоткин находит множество примеров. Он пишет: «У бурят … держится обычай (а обычай — сильнее закона); согласно которому, если у семьи пал скот, то более богатые семьи дают ей несколько коров и лошадей, на поправку. Что же касается бедняков, бессемейных, то они едят у своих сородичей; бедняк входит в юрту, занимает — по праву, а не из милости — место у огня и получает свою долю пищи». Именно такие отношения обеспечивают справедливое устройство общества. Оно должно строиться не сверху — на принуждении и насилии, а снизу — на взаимопомощи людей, их кооперации, опирающейся на принципы добровольности и «безначалья». Так философ становится политиком, ставящим целью упразднение государства как инструмента насилия и замену его на союз свободных тружеников.

Этот мечтатель не дождался исполнения своих идей. Но он оставил нам свой вопрос: способны ли люди однажды построить общество, основанное не на насилии, а на взаимопомощи?

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"

 


Олег Корсун
«Читинское обозрение»
№16 (1708) // 20.04.2022 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Татьяна 19:09 29.04.2022
Спасибо за интересную статью
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).