Главная / Авторы / Юрий Руденко / Наст — он же… череп
Наст — он же… череп
Ветровая и радиационная корка на снегу


Мне впервые довелось серьёзно познакомиться со снежным настом во время восхождения на голец Сохондо в 1971 г.

В снаряжение экспедиции входили лыжи, но мы оставили их в селе Алтан. Дело в том, что один из знатоков Сохондо (так он нам представился) – горнорабочий, участвовавший в изысканиях на гольце, убедил нас в ненужности лыж. «Вы, – говорил он нам, – сами видите, какой снег твёрдый. Он так занастился, что и лошадь выдержит». Путь от Алтана к Букукунскому озеру прямиком через отрог гольца значительно сокращал наш путь, чем маршрут к озеру по реке Букукун, вытекавшей из озера. Идти по склонам гольца позволяли нам неглубокие снега, покрытые настом, держащим человека. А по долине Букукуна и снега глубоки, и наледи многочисленны. Бывает, попадёшь с лыжами в наледь, лыжи тут же обледенеют, и избавляешься ото льда только нагреванием лыж у костра.

Итак, решено: идём на голец без лыж. От того, что зима была малоснежной, на южном склоне гольца сквозь снежный покров высовывались валуны. Снежный покров местами забивал промежутки между валунами, местами ветер оголял валуны. Были многочисленными свежие сугробы. Идти по такой поверхности да ещё с грузом (металлический снегомер, палатка, печь, труба к печке, запасная одежда) было легко.

К середине дня наша группа поднялась на водораздел между Алтаном и Букукуном. А впереди у нас был спуск. «Его-то мы быстро преодолеем», – думали мы. Но не тут-то было. На северный склон водораздела, прилегающего к Букукунскому озеру, намело обширные глубокие сугробы снега, не успевшего занаститься. Мы то и дело проваливались то по колено, то по пояс в этих сугробах. «Вот где пригодились бы лыжи», – думали мы.

Сугробы оказались покрытыми ветровой доской – слоем перекристаллизовавшегося снега. Как поясняют специалисты по снежному покрову, снежинки, опустившиеся на поверхность покрова, вскоре приобретают новую форму и зачастую смерзаются друг с другом. В результате такой перекристаллизации несущая способность снега (твёрдость) резко возрастает. Занастившийся снег ограничивает передвижение копытных животных. Чувствительны к насту лоси, изюбри, косули. Они вынуждены кормиться при насте, мало передвигаясь по местам своего обитания.

На гольце Сохондо в январе 1971 года мы столкнулись со случаем ветрового наста, когда на снежном покрове северного склона гольца сформировалась ветровая доска. Бывают случаи образования теплового наста, когда на холодную поверхность снега смещается тёплый воздух. Если замерзает снег, подтаявший в лучах солнца, то образуется радиационный наст.

Синонимами слова «наст», как считал московский географ Э.М. Мурзаев, является слово «череп». Кстати отмечу, что у писателя-натуралиста А.А. Черкасова в очерке «Бальджа» есть слово: «череп-лёд на лужах». А у учителя географии, работавшего в Чите, П.Н. Хлопова, в книге за 1950 г. – череп – пласт глауберовой соли на поверхности гуджирного озера.

10 марта 2010 г. заблестели северные склоны Титовской сопки. Это читинцы наблюдали радиационный наст из центра краевой столицы.

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"
 

Юрий Руденко
Фото автора
«Читинское обозрение»
№2 (1434) // 11.01.2017 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net