Главная / Авторы / Денис Приходько / Мемориалу — быть!
Мемориалу — быть!
Работы по благоустройству продолжаются вот уже тридцать лет


Работы по благоустройству мест массовых захоронений забайкальцев, ставших жертвами политических репрессий 1937-1938 годов продолжаются вот уже тридцать лет. Первый этап строительства мемориальной зоны, которая находится в лесном массиве в районе села Смоленка, завершился почти год назад.

Первый шаг сделан
Место захоронения репрессированных удалось после длительных поисков найти сотрудникам Управления КГБ по Читинской области. После эксгумации останки 51 человека 9 августа 1991 года перезахоронили в братской могиле. В 1992 году на этом месте появилось надгробие в виде креста и стилизованной часовни с ограждением, а Читинский областной совет объявил 9 августа региональным Днём памяти жертв политических репрессий. С тех пор ежегодно общественники совместно с городской администрацией проводят митинги, а краеведческий музей организует выставки. В центре Читы на улице Амурской был установлен памятный знак.

— Разговор о необходимости организации мемориальной зоны ведётся с того момента, как нашли могилы расстрелянных. В 90-е годы все об этом забыли, в полупустых бюджетах лишних денег просто не было. Единственное, что удалось сделать в 1999 году, — частично заасфальтировать дорогу, ведущую к месту захоронений, заасфальтировать пешеходные дорожки и небольшую территорию. Появились дорожные указатели с надписью «Мемориал», у съезда с федеральной трассы установили поклонный православный крест, — вспоминает Александр Лыцусь, секретарь оргкомитета по созданию мемориальной зоны в местах массовых захоронений жертв политических репрессий в городе Чите.

В 2018 году историки, краеведы и общественники вновь подняли перед властями вопрос создания мемориальной зоны на северо-востоке Читы, начал работу организационный комитет. Определили границы заповедной территории, разработали проект первой очереди строительства и частично воплотили его в жизнь. Проект поддержан администрациями города и края, Управлением Забайкальской железной дороги.

На территории комплекса тротуарной плиткой выложили пешеходные дорожки, ведущие к братской могиле, реконструировали надмогильное сооружение. Стилизованную часовню и крест, созданные архитектором Михаилом Алтобасовым, установили на массивную бетонную плиту. Хаотично размещённые в лесу в память о расстрелянных родных и близких надгробия и кресты перенесены на одну площадку. Около 150 фотокерамических портретов репрессированных помещены на специальную стену.

— Это только первые шаги. Проекта всего комплекса пока нет. На заседании оргкомитета было принято решение на мемориальной Стене памяти увековечить имена репрессированных, расстрелянных забайкальцев и тех, кто сгинул в лагерях. Всего порядка 16 тысяч человек, списки уже выверены. Мемориал обязательно будет, в этом я уверен, тем более теперь, когда есть поддержка со стороны властей, — добавил Александр Лыцусь.

В планах — обустройство подъездов, асфальтирование стояночной площадки перед Мемориалом, создание входной группы и Стены памяти. Общая площадь будущего Мемориала составит 500 га.

— Начался процесс создания мемориального комплекса, нам удалось уйти от стихийности в этом вопросе, готовится проект благоустройства территории. Радует, что краевая администрация подключилась к этому процессу. Ведётся работа по переводу земли, на которой находятся захоронения, из лесного фонда в собственность муниципальную или краевую, затем необходимо внести изменения в генеральный план развития города. Необходимо 70-80 миллионов рублей, чтобы завершить всё задуманное. Когда этот участок станет землёй муниципальной, появится возможность заложить средства в городском бюджете. Пока все работы проводились на добровольных, общественных началах. Главную роль в этом сыграла ЗабЖД и лично Александр Скачков. Построена временная Стена памяти, обнаружили несколько новых захоронений. Многое уже сделано и ещё больше предстоит сделать, — рассказал Александр Глущенко, заместитель руководителя городской администрации по социальным вопросам и взаимодействию с правоохранительными органами.

Мнения разделились
Существует мнение, что мемориальную зону необходимо благоустроить в лесном массиве за селом Смоленка, а Стену памяти установить в центральной части города. Этой точки зрения придерживается большинство родственников репрессированных, в их числе Маргарита Логвинова, руководитель городской общественной организации «Память сердца». Её отец — Михаил Иванович Воронков, преданный партии человек, работал начальником цеха на Читинском тепловозоремонтном заводе. В июне 1937 года его арестовали, а в сентябре расстреляли и ещё 70 человек, тех, кто с ним работал. По словам Маргариты Михайловны, ей тогда было всего три года, и запомнить папу она не успела. Затем маму Нину Константиновну осудили как жену врага народа на восемь лет и отправили в АЛЖИР — Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Девочку тогда чудом оставили на воспитание бабушке. В основном же детей репрессированных забирали в детские дома.

— Чем моложе поколение, тем меньше оно знает о периоде репрессий или совсем ничего не знает. Мы много говорим об ужасах войн. Но на войну, защищать родину люди шли сознательно, знали зачем. А на расстрел или в лагеря ни в чём не повинных людей отправляли под конвоем. До сих пор невозможно подсчитать, сколько человек погибло и пострадало от репрессий. Разве это не значимый период в истории нашей страны? Вспоминают мельком и вскользь. Кое-как добились создания общественной организации «Память сердца», при ней работала комиссия по восстановлению прав жертв политических репрессий, которая сейчас фактически существует только на бумаге. Слава Богу, 9 августа городская администрация выделяет транспорт и отвозит нас на памятное место, где были найдены останки расстрелянных. Но всё это идёт ни шатко, ни валко, притом, что мы ещё живы и бьёмся за память. А что будет, когда нас не станет? Одно время даже хотели региональный день памяти отменить — 9 августа. Отстояли! В прошлом году началась реконструкция мемориального комплекса в Смоленке, и это замечательно. После поручения президента Владимира Путина по всей стране начали создавать Стены памяти, в Чите при городской администрации даже появился оргкомитет, который занимается этим вопросом. Было принято решение, что Стена появится на месте массового захоронения расстрелянных забайкальцев, то есть в Смоленке. Я категорически против этого. Стена должна быть в городе, в пределах транспортной доступности, чтобы люди видели и не забывали о тех страшных временах. Я обращаюсь к представителям власти, к членам организационного комитета с просьбой пересмотреть место установки, — высказала своё мнение Маргарита Логвинова.

В 1938 году расстреляли деда Галины Самариной. Нашёлся завистник, который оговорил передового колхозника Макавеева Петра Филипповича и ещё несколько жителей села Домна-Ключи. Галина Фёдоровна отметила, что многое было сделано в прошлом году на месте, где нашли массовые захоронения:

— Раньше знак находился в другом месте, а теперь его перенесли сюда, на специальную площадку. Очень хорошо стало. Очень благодарна, что это место привели в порядок. Внуков каждый раз с собой беру, рассказываю им про моего дедушку. Сюда, конечно, сложно добираться, хотелось бы поближе.

Анатолий Аносов также считает, что Стену памяти лучше установить в городе, например в районе набережной:

— У меня был репрессирован и расстрелян дедушка Василий Андреевич Аносов. У него было десять детей, но, несмотря на это, его расстреляли по доносу соседа. По сути, это кладбище, и толпы людей сюда водить не нужно. Должны приходить только родственники.

По словам Александра Лыцуся, в районе села Смоленка под Читой погребены останки около 10 тысяч забайкальцев:

— Они лежат здесь, в этой земле, и Стена памяти должна быть здесь же. Не может быть такого, что могила в одном месте, а памятник в другом. Мемориал станет напоминанием о суровой правде истории, чтобы эта страница истории нашей страны больше не повторилась.

Аналогичного мнения придерживается и Александр Глущенко:

— Разделить единый комплекс, когда люди захоронены в одном месте, а Стена памяти установлена в другом, я считаю неправильным. К тому, же в городе довольно стеснённые условия, а в районе Смоленки места много, и масштабы будут соответствующие.

Все материалы рубрики "Темы"



Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№34 (1674) // 18.08.2021 г.




Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net