Главная / Авторы / Сергей Балахнин / 50 лет пронзая смехом Время и Пространство. Часть I
50 лет пронзая смехом Время и Пространство. Часть I


Часть I

Часть II

Золото векового юбилея. Сверкающая дата для человека, имя которого известно, наверное, любому зрителю нашей страны (и не только).

Подлинного мастера, чьи картины продолжают и продолжают беспрерывно дарить уже не первое десятилетие замечательное, весёлое настроение, улыбки, смех (порой, аж до слёз). Леонид Иович Гайдай, столетие которого отмечалось не так давно — 30 января. Сегодня, как я и обещал, мы продолжаем нашу «гайданиану» — импровизированное «путешествие» по истории создания самых знаменитых фильмов великого комедиографа.

В настоящий момент есть предложение отправиться… пронзать Пространство и Время! Готовы, друзья? Даёшь хроно-кино-исследовательскую синескоп-экспедицию (в трёх миссиях) по изучению удивительного фантастическо-хохмического феномена Л. Гайдая под названием «Иван Васильевич меняет профессию»! Тем более, что сия картина в этом году, а точней — в сентябре отметит свой 50-летний юбилей. Как и в кинооригинале, начнём с того, что пронзим пространство и время и увидим Москву, но XX века 1930-х годов…

«И. В.»: Вперёд в прошлое будущее

В 1934 году известный писатель и драматург Михаил Булгаков решил попробовать себя в фантастике, в необычном её поджанре. Отчасти, вдохновившись серьёзным произведением Г. Уэллса «Машина времени» и некоторыми другими, на тот момент довольно редкими рассказами о путешествиях в хронопространстве, Булгаков написал оригинальную пьесу — комедию «Иван Васильевич». Сюжет пьесы, или, как тогда говорили, фабула, являла собой комические приключения жулика Жоржа Милославского и управдома Бунши-Корецкого, отправленных Машиной времени московского инженера Тимофеева во времена царя Ивана Грозного, где склочный управдом оказался двойником легендарного русского монарха. А сам Иван Грозный попадает в будущее того времени — современную Москву 1934 года. Булгаков остался доволен своей работой — получилось оригинально, интересно и очень смешно. Да вот, беда — пьеса на сцене шла довольно коряво — сказывались технические сложности (требовалась зримая Машина времени и показ её работы), но главное — театральные режиссёры явно опасались очевидного сходства между личностями Иоанна Васильевича и Иосифа Виссарионовича (тут ещё буквы инициалов имён-отчеств совпадают), считавшего, к тому же, Грозного своим духовным учителем. Булгакова замучили бесконечными просьбами и указаниями об изменениях различных сцен пьесы и переделками. В конечном итоге пьеса была почти забыта, как во времени, так и в «пространстве» — легла на «театральную полку».

Ещё раз в будущее: «серьёзный» Гайдай

Спустя 38 лет, в не слишком далёком, но будущем, в Москве, но не в театре, а на самой большой киностудии страны — «Мосфильме» творил своё искусство самый знаменитый комедиограф СССР, за плечами которого были шедевры: «Пёс Барбос и необычный кросс», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и прочие — Леонид Гайдай. В конце 1971 года режиссёр решил расстаться с комедийно-эксцентрическим жанром и обратиться к серьёзным темам. В мечтах и планах мэтра, ещё до съёмок «Кавказской пленницы» была экранизация пьесы М. Булгакова «Бег». Надо заметить, что Гайдай, вопреки сложившемуся «имиджу», начинал свой путь в большом кинематографе не как комедиограф — его первой большой режиссёрской работой была драма «Долгий путь» — экранизация рассказов классика русской литературы В. Короленко. Но на пути Гайдая в «серьёзный» жанр в 1971-м встало Госкино — в его самых высших сферах режиссёру было сделано «предложение, от которого было невозможно отказаться» — продолжать творить комедии, которые получались не только шедевральными, но и собирали мега-сверх-кассовые доходы, нередко затмевающие суперблокбастеры Голливуда.

«Меня Италией соблазняли…»

Творческо-профессионального упрямства Леониду Иовичу было не занимать. Даже идя навстречу высшему киноруководству страны, режиссёр остался верен идее — поработать на литературных первоисточниках великого писателя М. Булгакова, для чего режиссёром и писателем-сценаристом Владленом Бахновым была выбрана «крамольная» и необычная своим сюжетом пьеса «Иван Васильевич». К началу 1972 года, из сырой, технически тяжёлой для постановки в театре пьесы получился великолепный, остроумный, фантастический, сатирический киносценарий «Иван Васильевич меняет профессию». Госкино, руководство «Мосфильма» и худсовет киностудии поняли, что и в этот раз не ошиблись в Гайдае.

Сценарий был подписан «в производство» с первого же раза (в будущем выяснилось — лёгкость подписания сценария обернулась массой проблем. Идеологического характера! Но об этом позже). С 24 мая Гайдай со своей группой занялись отбором актёров для необычной комедии. Интересно, что за неделю до этого к Леониду Иовичу подошёл его коллега — Эльдар Рязанов и начал горячо предлагать заняться проектом «Спагетти по-русски». «Лёня, это же по твоей части — комедия, гэги, погони по типу «Бриллиантовой руки»… Я-то не спец по эксцентрической хохме… И сценарий готов полностью. И можно поработать за границей — в Италии…». Гайдай, немного подумав, отказался, сохраняя верность собственному детищу, в одной из сцен которого была фраза: «Меня (царицы) Италией соблазняли, но не поддался я…».

Рязанов ушёл расстроенный и, в конце концов, как бы он ни хотел заниматься «эксцентрикой и авантюрами», но ему пришлось в конечном итоге стать режиссёром совместного советско-итальянского проекта «Невероятные приключения итальянцев в России», который назывался сначала «Спагетти по-русски» (в Италии, кстати, он шёл под этим названием). Ныне остаётся только фантазировать о том, каким был бы этот фильм, сними его Гайдай… Но вернёмся к «Ивану Васильевичу»…

О царях, жуликах, инженерах и жёнах

Итак, с 24 мая начались кинопробы. Самых главных персонажей-двойников — Ивана Грозного и управдома Буншу режиссёр видел, прежде всего, в лице проверенного и надёжного Юрия Никулина. Сценарий писался специально под него. Но время планируемых съёмок совпадало с гастролями цирка, в котором работал актёр, да и не где-нибудь, а в далёкой Австралии. И Никулин отказался от съёмок. Правда, есть мнение, что это была «официальная» причина, а на самом деле актёр не захотел сниматься в фильме, который явно претендовал «на полку» — ещё до съёмок первых сцен цензуру действительно начало многое не устраивать в сценарии картины…

Ничего поделать было уже нельзя, и крайне огорчённый Гайдай стал искать нового управдома и монарха. На непыльную должность царя кроме Никулина метило ещё восемь человек. Среди них талантливейший Евгений Евстигнеев, пробы которого не удовлетворили худсовет. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой гайдаевской троицей. Евгений Лебедев, по мнению Гайдая, был прекрасным грозным самодержцем, но не убеждал как управдом. А Юрий Яковлев на первых же кинопробах смог блестяще «раздвоиться» на великого царя и мелкого склочного Буншу.

С утверждением Яковлева появились проблемы с Андреем Мироновым, одобренным на роль жулика Жоржа Милославского: дуэта у них не получалось. На фоне «солидной» игры Яковлева проходимец Миронова показался худсовету слишком артистичным и излишне утончённым. Не устроили в роли Милославского известные актёры: Юматов, Никоненко, Бурков, Невинный. Актёры были слишком узнаваемы и успели ярко «наследить» в кино. Предпочтение было отдано Леониду Куравлёву.

На роль изобретателя Тимофеева, который сконструировал Машину времени, пробовались два актёра — уже известный по двум популярным картинам Гайдая Шурик — Александр Демьяненко и Олег Видов. Возможно, Гайдай хотел «забыть» про Шурика из «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» и ввести нового героя, но потом всё же отказался от участия Видова, остановился на любимом актёре, дав ему новую фамилию и должность — инженер Тимофеев.

Роль Зиночки, жены изобретателя, «примеривали» три Натальи: Гундарева, Гвоздикова и Селезнёва. Гундаревой (возможно, из-за её эффектных форм) предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну, но и там она не прошла. Женой Шурика вновь утвердили уже известную зрителю «хорошую девочку Лиду» — Селезнёву. Кстати, о царице!

«Марфа Васильевна я…»

Скромницу Марфу Васильевну сыграла Нина Маслова (она-то и отбила роль у Гундаревой). Маслова, впоследствии исполнившая роль женщины-мечты Афони в фильме Данелии, и в жизни пользовалась мужским вниманием. Отчего, случалось, и страдала. В «Иване Васильевиче», в первых эпизодах с участием Масловой царица Марфа Васильевна всё время смотрит в пол вовсе не от скромности, просто актриса пришла на съёмку с огромным фонарём под глазом. Постарался второй муж, руководитель оркестра… Любопытно, что всей женской половине съёмочной группы во время подготовки и на съёмках было интересно вдвойне — Гайдай привлёк к работе модельера — Славу Зайцева.

Болваны среди режиссёров

С утверждением Пуговкина на роль Якина возникли проблемы — выразили свой горячий протест… известные режиссёры. Как так? Пуговкин, играющий дураков, и вдруг — в роли режиссёра?! На худсовете за актёра заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссёры! Вы все думаете о себе очень хорошо. А зря. Пуговкин вам покажет, какие болваны среди вас встречаются…».

…Съёмки «Ивана Васильевича» начались, как и полагается необычным шедеврам, как говорится, шиворот навыворот — где-то с середины действия картины. Однако ещё до съёмок у Гайдая и его соратников — кино-хронопутешественников камнем преткновения стала главная техническая героиня проекта — сама Машина времени…

…Здесь пока притормозим. Жмём кнопку — «Пауза» и получаем «сообщение», что…

Часть II
Часть III

Все материалы рубрики «Синескоп»

 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№7 (1751) // 15.02.2023 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net