Зелёный бренд

Часть II


Часть I

Чикойская тайга перестроила поселившегося рядом с ней человека. Среднестатистический чикоянин работящ, деловит, решителен, иногда бескомпромиссен.

С тайгой не шутят, она требует труда, опыта и уважительного отношения к себе. Чикоянин чувствует себя хозяином земли, на которой живёт. Зачастую — хозяином лесного участка, доставшегося ему от отца и деда, некогда «колотивших орех» в том же самом таёжном распадке.

Из чикойских богатств можно ещё вспомнить знаменитую некогда Ямаровку — углекислый минеральный источник, воды которого сейчас лишь разливаются в бутылки на продажу. Но давайте откроем справочник 1924 (!) года: «По благоустройству и оборудованию Ямаровка превосходит многие забайкальские курорты. В настоящее время на курорте имеется 18 вполне благоустроенных общежитий, из которых каждое разделено, в среднем, на три квартиры; гостиница с центральным водяным отоплением на 20 номеров; курзал, баня, прачечная и довольно хорошее помещение летнего театра с обстановкой. В отдельном здании помещается амбулатория и аптека; работают врач, фельдшерица и акушерка. Ванное здание разделено коридором на два отделения: мужское и женское, в которых имеется до 10-ти чугунных эмалированных ванн. Имеется солярий и изолятор для заразных больных. Особенно хорош парк курорта, разбитый красивыми аллеями». Как грустно читать этот столетней давности текст тому, кто видел Ямаровку в её нынешнем состоянии.

К чему я всё это веду. Инвестиции в экономику Красночикойского района в последние годы опирались преимущественно на выкачивание природных ресурсов — добычу угля и вырубку леса. Неслучайно чикояне так резко выступают против планов расширения угледобычи. Их можно понять. Уголь однажды закончится или, что вероятнее, станет не нужен китайскому покупателю, а вместо девственной тайги или речки останется уродливый карьер и горы вскрытой породы.

В науке есть понятие «устойчивое развитие» — то есть такое развитие общества, которое происходит без ущерба для будущих поколений. Для устойчивого развития важна опора на использование возобновимых ресурсов. Таких ресурсов у чикоян вполне достаточно. Этому способствует исторически сложившаяся репутация района, фактически его бренд, основанный на производстве экологически чистой продукции. Именно такого рода инвестиции и нужны сейчас району. Чем продавать сырой орех на Алтай или в Китай, можно было бы получать добавленную стоимость и иметь рабочие места на месте. Переработка кедровых орехов в районе есть, но она скромна по масштабам. Хороший инвестор нужен и Ямаровке. Бальнеологические ресурсы Забайкалья недооценены, и Ямаровка — потенциально один из лучших. Этот бренд ещё не забыт. Возрождение санатория стало бы ещё одним шагом к устойчивому развитию района. Оно дало бы толчок развитию местных промыслов и национального парка «Чикой», который пока не избалован потоком туристов.

Развитие «зелёного» бренда, поиск и поддержка инвестиций в устойчивое развитие — это то, что следовало бы ждать чикоянам от краевых министерств. Только кто захочет вкладываться в восстановление санатория, если мимо будут катить сотни самосвалов с углём? Репутация — она такая…

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"

 


Олег Корсун
Фото автора
«Читинское обозрение»
№3 (1695) // 19.01.2022 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).