Зачем человеку разум?

Не меньше 90% всех пожаров у нас — дело человеческих рук


В науке есть такое понятие — «критическое мышление». Несмотря на строгое название, оно не имеет отношения к слову «критика». Обладать критическим мышлением — не значит кого-то критиковать. За этим стоит умение анализировать ситуацию, логически мыслить и делать обоснованные выводы. Те выводы, за которыми будут стоять правильные решения.

Возможно, кому-то покажется, что это всё слишком абстрактно и далеко от реальной жизни. Но люди, создававшие некогда систему российского образования, вовсе так не считали. Ещё 200 лет назад в российских гимназиях было введено преподавание такой дисциплины как логика — «наука о правильном мышлении». С небольшим перерывом обучение логике велось до самой революции. В XX веке науку о правильном мышлении у нас любили меньше, хотя в 40-е годы она вернулась в советские школы и продержалась там до конца 50-х.

Критическое мышление очень даже не лишне. Посмотрите на этот спутниковый снимок участка забайкальской «тайги». Я его не выбирал — так выглядит бо́льшая часть Яблонового хребта к западу от Читы. В реальности он должен быть покрыт лесами — сосновыми по южным склонам и лиственничными или смешанными — по северным. Но мы видим, что на деле всё совсем не так.

Несложно догадаться, что лес здесь выкошен пожаром. Перед нами гарь, на которой остались отдельные рощицы из старых деревьев, переживших верховой пожар. Сосен почти совсем не видно. Лучше сохранились лиственницы. Там, где они растут, меньше солнца, дольше лежит снег и сохраняется промёрзшая за зиму почва. Да и лишённые хвои кроны лиственниц не так густы, как у сосен, и верховому пожару труднее перебрасываться с дерева на дерево.

Излишне говорить о том, что не меньше 90% всех пожаров у нас — дело человеческих рук. Огонь мог начаться с костра, оставленного подгулявшей компанией или «чёрными лесорубами». С пала, пущенного любителем отжечь покос. С детского баловства со спичками… Так или иначе, действовали люди, которые не были с детства научены умению рассуждать, логически мыслить и просчитывать последствия своих действий.

Как рассуждает поджигатель: «Я отожгу покос, и зелёную траву станет лучше видно». Но умение логически мыслить могло бы ему подсказать, что обугленная почва обедняется ценным гумусом, сильнее нагревается и лишается дефицитной в весеннее время влаги. Исчезновение некоторых видов растений ухудшит качество сена. И, главное, пущенный огонь может уйти в лес и неделями «гулять» по хребту, оставляя за собой пепелище. А ведь лес — это и заработок, и дрова для дома, и брусничники-голубичники… Что и происходит.

Разумеется, я не хочу сказать, что такого бы не случилось, если бы в наших школах преподавалось умение критически мыслить. Всегда и везде есть двоечники, которых жизнь ничему не учит. Но поражает число двоек, которые ставит нам всем природа.

И не только природа. Критическое мышление — это также про умение отличать добро от зла, войну от мира, правду от лжи, творчество от разрушения, свободу от насилия. Оно даже про умение ценить и беречь человеческую жизнь — самое дорогое, что возникло на этой планете за миллиарды лет эволюции. Пожар не должен разгореться.

Все материалы рубрики "Заметки фенолога"

 


Олег Корсун
«Читинское обозрение»
№10 (1702) // 09.03.2022 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).