Главная / Авторы / Сергей Балахнин / «Чародеи»
«Чародеи»
К 35-летию новогодней кинотелесказки. Часть II


Часть I

Продолжаем рассказ о появлении одной из самых легендарных зимне-сказочно-фантастических историй отечественного кинематографа, без которой немыслима вот уже как 35 лет ни одна встреча Нового года, – картине режиссёра Константина Бромберга «Чародеи».

Гость с юга
Кроме главных ролей в кино существуют и эпизодические. Порой случается так, что последние становятся не менее яркими, чем основные. Так произошло с Гостем с юга, образ которого воплотил Семён Фарада. Поначалу персонаж задумывался как второстепенный, и фраз-то у него было всего пять за весь фильм. Но актёр уже во время съёмок сам придумал себе полноценную роль. Обычно режиссёры в таких случаях народ не слишком-то сговорчивый, но «Чародеи» – история сказочная, в ней всё могло приключиться. Бромберг махнул рукой: «Импровизируй Сеня, как хочешь!». И Сеня с энтузиазмом орудовал волшебной палочкой, получая букетик цветов за «одын рэ», плутал по бесконечным коридорам НУИНУ, выкрикивал ставшую ныне крылатой фразу «Ау! Люди, где вы?».

Затерянный в лабиринтах
Интерьеры НУИНУ приписывают себе несколько вполне реальных организаций. Так, если взглянуть на один из информационных сайтов Института биоорганической химии имени М. Шемякина и Ю. Овчинникова, то можно прочесть следующее: «С высоты птичьего полёта контуры нашего здания напоминают фрагмент спирали ДНК, в коридорах легко заблудиться. Именно поэтому институт был выбран для съёмок фильма «Чародеи». 

На самом же деле Фарада блуждал не в стенах институтов, а в помещениях «Останкино». Съёмки пустынных коридоров проходили ночью. Однажды съёмочная группа поджидала опаздывавшего актёра. Режиссёр звонил на вахту, там сказали, что Фарада прошёл как полчаса назад. Бромберг начал медленно закипать. Прошло ещё минут 20, прежде чем киношники услышали вопли: «Ну кто так строит?!» и ещё много других особых слов. Фарада заблудился, и его привёл милиционер-дежурный. Уже в этот же день (вернее, ночь) фраза по поводу строительства попала непосредственно в фильм.

Падение гостя с юга
В коридорах «Останкино» произошёл ещё один «страшный случай». Фарада перед камерой брёл по коридору, ища по сценарию выход из НУИНУ, и вдруг упал лицом в пол и… не встал. Перепуганные киношники метнулись к актёру. Перевернули тело, и… раздался храп. Фарада просто заснул от усталости.

«Дядя Эмма, достань воробышка!»
Самой юной на съёмочной площадке «Чародеев» была восьмилетняя Аня Ашимова, исполнившая роль Нины Пуховой, – младшей сестры Иванушки. «Для меня всё было игрой. Это сейчас я понимаю, что вместе со мной работали знаменитости, а тогда я этого не осознавала, – вспоминает Анна. – К Виторгану приставала: «Дядя Эмма, достань воробышка!». Дядя Миша Светин привёз мне подарок от своей дочери – целую стопку календариков. После этого я начала их коллекционировать. А вот Золотухина я вообще ни разу не видела и узнала, что он тоже снимался в фильме, лишь после просмотра «Чародеев». 

Об актёре мохнато-мявчущем
Как и положено любой сказочной киноистории, в «Чародеях» действовали не только люди, но и актёры-животные. В частности, высокоинтеллектуальный говорящий кот Василий. На его роль пробовалось 18 усато-хвостатых кандидатов. Остановились на самом упитанном и… вежливом. Режиссёр предлагал коту густо намазанный сметаной палец и толкал лакомство прямо в пасть. Василий смаковал сметану и облизывался – со стороны казалось, что котище что-то говорит. Оператор, радостно хохоча, снимал. После дцатого дубля объевшийся сметаной Василий начал фыркать и плеваться. Режиссёр очередной раз поднёс палец – кот посмотрел на него с таким презрением и скорчил такую мордаху, что вся группа легла от смеха.

По сценарию у Василия, который вещал голосом Георгия Вицина, была большая роль. В одном из эпизодов кот подходил к Ивану (Абдулов) и говорил: «Мр-ррр… не советую – съедят». В другом: «Ну пойди же и поцелуй её!». Иван топтался: «Я боюсь, не знаю, что будет», на что кот отвечал: «Боже мой, ну совершенно утратили естественные инстинкты!», и толкал его головой. Были смешные сцены, когда Василий просил отпуск у начальницы Шемаханской в марте – жениться. Ещё было снято, как кот залезал на крышу, когда товарищ Сатанеев (Гафт) сидел на коньке, беседовал с ним и… давал пожилому ловеласу по морде! 

Обидно, но все эти сцены были вырезаны при монтаже «Чародеев», остались лишь два возгласа: «Хам!» и «Ура!». Причина удаления сцен – у кого-то из руководства заказчика фильма – ЦТ СССР кот Василий вызвал ассоциации с… котом Бегемотом Булгакова, что тогда не допускалось. Вицин, увидев, что осталось от кота, даже заплакал.

«Сейчас будут стрелять!»
Натурные съёмки начались в конце января 1982 года и проходили в Суздале. Первыми стали эпизоды со знаменитой тройкой белых коней. Была дана команда: «Мотор!». Тройка резво взяла с места. Оператор снимает актёров и Анечку Ашимову, поющую под фонограмму о трёх белых конях. Сидящий за кадром режиссёр вдруг увидел, что на пригорке, куда должна влететь тройка, лихо несётся лыжник. Бромберг не растерялся. «Ложись, сейчас здесь будут стрелять!» – взревел он в мегафон. Лыжник в ужасе упал в глубокий сугроб. Киношники, довольные удачным кадром, вернулись затем на исходную точку и сделали ещё три дубля. Бромберг объявил перерыв. Вдруг откуда-то из-под снега послышался жалобный крик: «Когда же будут стрелять?!». Бедный лыжник, как лёг, так и лежал в сугробе битый час. Киношники забыли о нём, но затем долго извинялись и щедро поили горячительными напитками.

Чародейские локации
Съёмочной площадкой «Чародеев» были не только окрестности Суздаля. Большая часть съёмок проходила в останкинском зимнем саду. Изба со скатертью-самобранкой была сооружена в павильоне киностудии им. Горького, а все сказочные действа (проход через стены Абдулова и Виторгана, полёт Яковлевой на метле) отсняты на Одесской киностудии. Внешний вид здания НУИНУ – это московская гостиница «Союз». Банкетный зал, где происходила финальная часть фильма, – суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алёна, снимали в городе Пущино.

Откровения чародея
Самым приятными моментами на съёмках для Михаила Светина (чародей Брыль) были те, когда он с удовольствием ездил на шее Эммануила Виторгана (мага Коврова). Это требовалось по роли, но Светин требовал хорошенько отрепетировать сцену и просил сделать побольше дублей. «Ещё помню, как меня в Одессе под купол на ремнях подвесили – делали комбинированные съёмки, – делился впечатлениями актёр. – Группа ушла покурить, а про меня все забыли. Я висел в двадцати метрах над полом и орал. Перепугался насмерть…».

«Лихорадочный» костюмчик
Украшением фильма были не только актёры, но и одежда. Подлинным материальным «хитом» фильма стал белый костюмчик, которому был посвящён специальный музыкальный номер, ставший впоследствии шлягером. Костюмчик был украшен не менее эффектным наполнением – Александром Абдуловым. Любопытный факт: белая «тройка» в «Чародеях» – это точная копия облачения ещё более знаменитого персонажа уже мирового киномасштаба. Именно в таком костюме щеголял молодой Джон Траволта в культовой музыкальной картине Джона Бэдэма «Лихорадка субботнего вечера» от 1977 года.

Пришельцы интересуются чародеями
Снимая сказочную картину, группа сталкивались со странными случаями отнюдь не сказочного, но не менее загадочного свойства. Так, работая в интерьерах телецентра «Останкино» в ночное время кинематографисты не раз наблюдали в пустых помещениях странные тени, которые то появлялись, то исчезали. Иные фантомы висели прямо в воздухе. А в один из последних съёмочных дней в Суздале над площадкой завис огромный светящийся дискообразный объект. Оператор даже успел снять уход НЛО. Кто-то или, что-то интересовалось киносказочниками. 

…и земляне
Музыкальный сказочно-фантастический мюзикл «Чародеи» был впервые показан по ЦТ вечером 31 декабря 1982 года, а уже 3 января следующего года был показан повторно. Несмотря на то, что фильм Бромберга был очень далёк от литературного первоисточника – повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», зрители приняли его с восторгом. Фанаты повести Стругацких (как и сами писатели), поворчав для приличия, тоже признали «Чародеев» – правда, как самостоятельное произведение. «Снежные» шлягеры Крылатова запела вся страна. Да и как тут не петь? Ведь они вот уже как 36-й год подряд уносят нас в сказку радости, любви и Нового года, что создали для нас чародеи советского кинематографа. 

Все материалы рубрики "Синескоп"
 

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№1 (1485) // 03.01.2018 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net